Тема №5495: Задания № 6, 7, 8
Русский язык
Подготовка к ВПР
4 класс
Задания № 6, 7, 8
Руководство для студента:

 

Задания № 6, 7, 8

 

Задания № 6, 7, 8 посвящены работе с текстом. Все задания выполняются на основе одного и того же текста. 

 

Пример текста для работы

В задании №6 требуется найти и сформулировать основную мысль текста.

В задании №7 требуется составить план текста.

В задании №8 требуется составить вопрос по тексту, который проверил бы понимание текста другим учеником.

 

Примеры заданий

На этой страничке собраны материалы для тренировки выполнения этих заданий. 

 

По этой ссылке можно перейти на сайт, где собраны тексты и задания из вариантов ВПР прошлых лет и потренироваться. Там есть возможность делать сразу все задания по одному тексту.

 

Совет к заданию №6

Самое главное - внимательно и вдумчиво прочитать текст и понять, про что там говорится. Где происходит действие, с кем, о чем рассказывает автор. Если тебе понятен сюжет, то дальше ты сможешь сформулировать основную мысль текста (зачем автор написал этот текст, что ему важно было нам донести). 

Может помочь способ, когда ты представляешь себе в голове картинки по тексту: как выглядят места или герои текста, как выглядит природа или предметы, описанные в тексте. Если ты можешь себе это представить, значит, скорее всего, ты понимаешь, о чем читаешь текст.

Может случиться, что с первого раза тебе не очень понятно, о чем текст. Нет ничего плохого в том, чтобы прочитать текст еще раз. А еще лучше, вовремя спохватиться и понять, что ты запутался, и начать читать снова. 

 

Для формулировки ответа может помочь шаблон: “Основная мысль в том, что…” и ты продолжаешь своими словами то, что хочешь сказать.

Но пользоваться шаблоном не обязательно, можно писать так, как тебе хочется, просто фразой. 

 

И последнее: чаще всего основная мысль находится в тексте ближе к концу. Это некий вывод, умозаключение, которое хочет сделать автор, подводя итог своему небольшому рассказу. Так что сосредоточься в конце и постарайся уловить, что важного там сообщает автор. 

 

Совет к заданию №7

Что проверяют этим заданием? Что ты умеешь максимально сжать содержание части текста (буквально в одну фразу или словосочетание), то есть ты умеешь передать большой смысл несколькими словами. Это важное умение. 

Составление плана текста вы много раз тренировали при написании изложения. 

 

Как вы видите, в задании сразу проставлены цифры: 1, 2, 3. И в тексте всегда три абзаца. Это значит, что каждый абзац текста - это один пункт плана.

Соответственно, после того, как ты прочитал текст целиком и понял основную мысль, перечитай каждый абзац отдельно и попробуй придумать к нему заглавие. Это “заглавие” и будет пунктом плана. 

Постарайся использовать 2-3 слова, иначе это перестанет быть планом и станет пересказом текста.

 

Совет к заданию №8.

В тексте есть разные предложения. Какие-то из них содержат рассуждение, автор размышляет над каким-то вопросом. Какие-то предложения - это описания: автор показывает нам какие-то картины, описывает местность или внешность. А какие-то предложения - это повествование: там что-то происходит, какие-то действия.

Проще всего составлять вопросы по повествованию, так как это конкретные действия или события в тексте.

 

Другой способ составить хороший вопрос - это искать конкретную информацию. Почти в каждом тексте есть имена или названия (страны, города, места). Часто встречаются даты. Именно эту информацию и можно проверить.

 

Еще один способ - составить вопрос, используя вопросительные слова. 

Кто? Что? (а также кому? чему? кем? чем? о ком? о чем? и др. )

Где? Куда? Откуда? 

Когда? Во сколько?

Сколько?

Как? Каким образом?

Почему? Зачем? 

 

Хорошее объяснение, как работать с этим заданием, дано в этом видео.