Тема №5458: Разбор слова по составу.
Русский язык
Раздел 13. Морфемика и словообразование
4 класс
Разбор слова по составу.
Руководство для студента:

 

4 класс. Русский язык. 

Тема: Разбор слова по составу. 

 

Ключевые вопросы: 

  • как правильно разобрать слово по составу?

 

Ты научишься:

  • правильно выделять в слове корень, приставку, суффикс и окончание

 

Теория.

 

1. Запиши в тетради тему: Разбор слова по составу. 

 

Важно сказать, что это одна из самых сложных тем в русском языке. Даже в более старших классах ребята испытывают трудности при разборе слова по составу. Поэтому на этом уроке не спеши, внимательно читай правила и смотри видео. Не стесняйся перечитывать несколько раз или ставить видео на паузу, если не успеваешь или не понимаешь материал до конца. 

Но не бойся, главное - это пробовать! Поехали.

 

Запиши правило в тетрадь. 

Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.

 

Существует порядок разбора слова, который помогает разобрать слово по составу без ошибок.

 

Запиши порядок разбора слова  в тетрадь после правила.

 

Порядок разбора слова по составу.

 

Шаг 1. Поставить вопрос и определить часть речи. Для примера возьмем слово «маленький». К нему подходит вопрос «какой?». Значит, перед нами имя прилагательное.

 

Шаг 2. Выделить окончание, изменив вопрос к слову. Например, маленький – маленького. Изменяемая часть –ий и есть искомое окончание.

 

Шаг 3. Указать основу слова. Здесь все просто: основа – это все, что останется от слова, если убрать окончание, то есть, в нашем примере маленьк-.

 

Шаг 4. Выделить корень, подобрав однокоренные слова: маленький – малый – малыш. Корень в примере – мал.

 

Шаг 5. Выделить приставку. Она стоит перед корнем. В слове «маленький» приставки нет, значит, специальный знак ставить не нужно.

 

Шаг 6. Указать суффикс. Как мы помним, эта часть слова располагается между корнем и окончанием. Иногда суффикс в слове отсутствует. Но в нашем примере он есть – это еньк. Чтобы проверить себя, подбери слова с таким же суффиксом: умненький, сладенький.

 

 

2. Посмотри видео по теме. В нем еще раз подробно рассказано, в каком порядке надо выделять части слова. По ходу просмотра видео постарайся записывать слова в тетради и выделять части слова вместе с учителем в видео. 

 

3. По ссылке откроется урок в РЭШ по теме “Состав слова”. В нем повторяется теория и даны тренировочные задания. Задания там подобраны хорошие, так что постарайся выполнить их все. 

 

Урок по теме в РЭШ 

 

Обобщим материал 

 

Практика.

  1. Выполни задания письменно в тетради. 

 

 

  1. Умение разбирать слова по составу необходимо для выполнения одного из заданий всероссийской проверочной работы. Точнее, там важно не только разбирать слова по составу, но и подбирать слова под заданные схемы.

Потренируйся выполнять такие задания.

 

а) В предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

В мире существует много необычных, удивительных памятников. 

 

б) B предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

 

Выпиши это слово, обозначь его части.

 

Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.

 

в) B предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

 

Выпиши это слово, обозначь его части.

В прибрежных кустах найти будущего артиста легко, весна была ранняя, воронята уже оставили гнёзда и жили на земле. 

 

Больше подобных заданий ты найдешь по ссылке ВПР–2023, русский язык–4: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. 

 

  1. Проверь себя. Выполни небольшой тест, чтобы проверить, насколько ты понял эту тему. Перед выполнением теста перечитай правила и посмотри еще раз на выполненные задания. 

Мини-тест 

 

Рефлексия

Урок завершен, ты молодец! В заключение напиши три ответа в тетради после заданий. 

  1. Выбери цифру по шкале от 0 до 5, насколько этот материал был новым для тебя?

0 - мне было всё известно, 5 - весь материал был новым

  1. Выбери цифру по шкале от 0 до 5, насколько уверенно ты чувствуешь себя в этой теме?

0 - очень неуверенно, 5 - супер-уверенно

  1. Напиши 1 момент, который у тебя точно получился сегодня на уроке. 

 

Возможно, тебе было очень сложно, может быть, у тебя возникли вопросы и ты не уверен, что понял тему правильно. Это не страшно! Главное - пробовать и пытаться понять. А с этим ты уже справился! 

Своими вопросами и сомнениями можно будет поделиться с учителем на уроке, так что обязательно приходи, чтобы разобраться в теме до конца!